Обзор социально-гуманитарной ситуации в ДНР за период c 26 апреля по 17 мая 2019 года

Пятилетие Донецкой Народной Республики – особый рубеж, когда становится возможным подведение первых исторических итогов пройденного страной пути, государственного строительства и достижений в различных сферах жизни. На прошедшей неделе 11 мая состоялись торжественные мероприятия, приуроченные к празднованию пятой годовщины со дня проведения референдума, по результатам которого жители поддержали Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики. Референдум воплотил стремление Донбасса сохранить национально-культурную идентичность и историческую память, осуществить исконную мечту жить в мире, дружбе и единстве с братскими народами Русского мира.

В ответ на свободное волеизъявление граждан преступный режим, захвативший власть в Украине в результате вооруженного переворота 2014 года, развернул полномасштабные боевые действия на территории Донбасса, установил финансовую, экономическую и транспортную блокаду. Попытки мирного урегулирования конфликта нашли выражение в подписании ряда документов, в том числе Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, предусматривающего полное прекращение огня, предоставление особого статуса региону, помилование и амнистию участникам событий, снятие блокады, возобновление социальных выплат и другие обязательства. Однако в силу отсутствия политической воли и деструктивной позиции официального Киева до сих пор ни один из пунктов Минских соглашений не выполнен в полном объеме.

В течение пяти лет на фоне продолжающегося вооруженного противостояния в Донецкой Народной Республике осуществляется государственное строительство, на основе принятой 14 мая 2014 года Конституции формируется законодательная база, ведется восстановление промышленного потенциала и гражданской инфраструктуры, решаются вопросы гуманитарного характера. Республика уверенно продвигается по пути политического, социального, экономического и культурного развития.

Стремление к свободе и независимости являются неотъемлемыми составляющими и предпосылками современных достижений Донецкой Народной Республики. В стране, уверено следующей идеалам демократии, верховенства права и социальной справедливости, созданы и работают все ветви власти, гарантируются права и свободы человека. С весны 2015 года, несмотря на экономическую и финансовую блокаду, выплачивают пенсии и социальные пособия. С 2016 года граждане начали получать паспорта Донецкой Народной Республики. С 2017 года введена временная администрация на крупнейших промышленных предприятиях, что позволило обеспечить их функционирование в новых условиях и сохранить рабочие места.

Успешно идут интеграционные процессы с Российской Федерацией. 24 апреля 2019 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ о предоставлении жителям региона возможности в упрощенном порядке получить российское гражданство. Эта мера носит гуманитарный характер и направлена на защиту прав людей, проживающих в Донецкой и Луганской Народных Республиках в условиях вооруженной агрессии и блокады со стороны Украины.

В 2019 году Глава ДНР Денис Пушилин утвердил концепцию внешней политики Республики, которая предусматривает развитие сотрудничества, укрепление отношений с другими странами и международными организациями. Вот уже пять лет Донецкая Народная Республика следует по пути к международному признанию как самостоятельного государства. Так, в этом году празднование пятилетия Республики посетили более 160 иностранных гостей из 18 стран мира.

Уполномоченным по правам человека в Донецкой Народной Республике ведется работа по установлению взаимодействия с зарубежными коллегами, налажено продуктивное сотрудничество с международными правозащитными организациями, что позволяет совместными усилиями решать комплекс проблем гуманитарного характера, способствует обеспечению соблюдения прав и свобод человека по обе стороны от линии разграничения.

В случаях, связанных с нарушением или необходимостью восстановления прав, для получения юридических разъяснений, в том числе порядка обжалования действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, граждане могут оформить обращение к Уполномоченному по правам человека в Донецкой Народной Республике удобным для них способом.

Так, большую долю по-прежнему составляют устные обращения, которые поступают в ходе личных встреч с Уполномоченным, а также с представителями Аппарата. Кроме того, обращения поступают по телефонам горячей линии и через веб-приемную сайта Уполномоченного. Есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.

15 мая сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике совместно с представителями городской администрации Дебальцево и другими ведомствами провели очередной выездной прием граждан.

За содействием в восстановлении нарушенных прав к представителям Уполномоченного по правам человека обратились три гражданина.

По всем вопросам представители главного правозащитного института в оперативном порядке предоставили исчерпывающие разъяснения норм действующего законодательства.

C начала 2019 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике поступило 2361 обращение. В период работы с 26 апреля по 17 мая 2019 года 13 человек посетили личный прием Уполномоченного, 55 гражданам Республики была предоставлена консультация отделом по работе с обращениями граждан, 13 консультаций – рабочей группой по решению социальных проблем вынужденных временных переселенцев, 22 гражданам была предоставлена юридическая консультация, выездной прием – 9 консультаций. Также 37 письменных обращения было принято к рассмотрению, 16 – рассмотрено из ранее поступивших обращений. 88 звонков поступило по телефонам горячей линии. На электронную почту Аппарата Уполномоченного пришло 17 электронных обращений.

Все поступающие обращения можно разделить на 9 категорий: вопросы касающиеся сферы уголовного права – 189 обращений; вопросы касающиеся сферы гражданского права – 242 обращения; вопросы касающиеся сферы административно-правовых отношений – 27 обращений; жалобы на действия (бездействия) судебной власти – 78 обращений; жалобы на действия (бездействия) правоохранительных органов и военнослужащих – 150 обращений; жалобы на действия (бездействия) должностных лиц органов исполнительной власти – 91 обращение; вопросы социального, гуманитарного и экономического характера – 917 обращений; вопросы, связанные с военно-политической ситуацией в Республике – 476 обращений; другие вопросы – 191 обращение

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 17.05.2019г

189 — Количество обращений в сфере уголовного права
78 — Жалобы на действия (бездействие) судебной власти
917 — Вопросы социального и гуманитарного характера
242 — Количество обращений в сфере гражданского права
150 — Жалобы на действия (бездействие) правоохранительных органов и военнослужащих
476 — Вопросы связанные с военными действиями
27 — Административно-правовые нарушения в отношении граждан
91 — Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти
191 — Другие вопросы

Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связана с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. К этому перечню относятся вопросы пенсионного, социального обеспечения, льготы по инвалидности, гуманитарной помощи – 331 обращение; транспорт, связь, права потребителей – 39 обращений; вопросы жилищного законодательства, права потребителей ЖКХ-услуг – 162 обращения; вопросы миграционного законодательства – 225 обращений; вопросы трудового законодательства – 81 обращение; вопросы здравоохранения – 75 обращений; вопросы образования, культуры и спорта – 4 обращения

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан по вопросам социального и гуманитарного характера, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 17.05.2019г., единиц

331 — Пенсии,социальное обеспечение, льготы, инвалидность, гуманитарная помощь
225 — Вопросы миграционного законодательства
39 — Транспорт,связь,права потребителя
81 — Вопросы трудового законодательства
4 — Вопросы образования, культуры и спорта

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г. Донецка.

Количество обращений (жалоб,заявлений) граждан, поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР по состоянию на 17.05.2019г

1322 — Донецк
29 — Докучаевск
5 — Кировское
58 — Торез
11 — Иловайск
34 — Амвросиевский район
40 — Старобешевский район
97 — Горловка
89 — Енакиево
167 — Макеевка
49 — Харцызск
36 — Шахтерск
12 — Марьинский район
5 — Тельмановский район
27 — Дебальцево
4 — Ждановка
59 — Снежное
4 — Зугрес
70 — Ясиноватая
21 — Новоазовский район
222 — Другие территории

  1. Учет смертности, ранений, полученных мирными жителями и военнослужащими в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики

 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике фиксирует нарушения украинской стороной прав жителей Донбасса – права на жизнь, на безопасность личности.

30 апреля в результате боевых действий в Новоазовском районе множественные осколочные ранения получил военнослужащий Республики 1985 г.р.

3 мая в результате подрыва на растяжке в Пролетарском районе г. Донецка, на  Новодевичьем кладбище минно-взрывную травму, рваные раны получила гражданская женщина 1951 г.р.

5 мая в результате обстрела населенного пункта Еленовка, при пересечении контрольно пропускного пункта касательное ранение получил гражданский мужчина 1983 г.р.

В с. Сосновка Новоазовского района в результате подрыва на растяжке минно-взрывную травму получил военнослужащий Республики 1987 г.р.

6 мая в результате боевых действий в Новоазовском районе минно-взрывную травму, непроникающее осколочное ранение грудной клетки получил военнослужащий Республики 1978 г.р.

7 мая в результате обстрела Докучаевска минно-взрывную травму, ушибленные рваные раны, осколочные ранения бедра получил военнослужащий Республики 1981 г.р.

8 мая в результате снайперского обстрела Петровского района слепые пулевые ранения бедра получил гражданский мужчина 55 лет.

В результате боевых действии в Новоазовском районе минно-взрывную травму, осколочное ранение правого бедра получил военнослужащий Республики 1983 г.р.

9 мая во время боевых действий в с. Октябрь Новоазовского района осколочные ранения получили трое военнослужащих Республики 1976, 1977 и 1972 г.р.

26 апреля по 16 мая 2019 года на территории Донецкой Народной Республики ранения в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 11 человек, из которых 2 гражданских мужчины, 1 гражданская женщина и 8 военнослужащих Республики.

С 1 января по 16 мая 2019 года на территории Донецкой Народной Республики ранения в результате вооруженной агрессии со стороны Украины получили 69 человек, из которых 50 военнослужащих Республики, 6 гражданских женщины, 13 гражданских мужчин.

С 26 апреля по 16 мая 2019 года на территории Донецкой Народной Республики погибли 13 человек, из которых 12 военнослужащих Республики и 1 гражданский мужчина.

С 1 января по 16 мая 2019 года на территории Донецкой Народной Республики в результате вооруженной агрессии со стороны Украины погибли 73 человека, из которых 68 военнослужащих Республики, 2 гражданских женщины и 3 гражданских мужчины.

Уточним, что с начала вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике погибли 4802 человека, в том числе 81 ребенок.

В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике продолжает поступать официально подтвержденная информация о лицах, которые получили ранения с начала конфликта.

  1. Учет пленных и пропавших без вести военнослужащих

и гражданского населения

За отчетный период в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике не поступало заявлений о задержании.

По оперативным данным по состоянию на 17.05.2019 украинской стороной удерживаются 252 человека, в том числе:

— 96 человек, нахождение которых на украинской территории подтверждено. Стало известно, что один человек из списка удерживаемых был освобожден в связи с отбытием срока наказания.

— 156 человек, информация по которым отсутствует или уточняется украинской стороной.

На текущей неделе в Аппарат Уполномоченного по правам человека не поступало заявлений о пропаже без вести.

По состоянию на 17 мая 2019 года в списке лиц, пропавших без вести, числятся 461 человек, возможно, они также находятся в украинском плену.

  1. Учет перемещенных лиц и пострадавших граждан

 Во время вооруженного конфликта больше всего страдает мирное население, проживающее в зоне ведения боевых действий и вблизи линии соприкосновения сторон. В целях защиты права человека на жизнь и безопасность личности, а также предоставления помощи гражданам, пострадавшим в результате вооруженной агрессии со стороны Украины, в Донецкой Народной Республике были открыты социальные объекты (общежития, профилактории, санатории).

С начала военного конфликта Аппаратом Уполномоченного было выдано 5380 направлений на поселение в социальные объекты (общежития, профилактории, санатории). В связи со вступлением в силу Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики № 137 от 24.04.2018 года поселением пострадавших граждан занимаются территориальные комиссии городов и районов, работу которых курирует Республиканская комиссия по организации расселения пострадавших граждан, возглавляемая Уполномоченным по правам человека в Донецкой Народной Республике.

В период работы Аппарата с 26 апреля по 17 мая 2019 г. по вопросам пострадавших граждан обратились 13 человек. На данный момент на территории Донецкой Народной Республики имеется 1315 свободных мест для поселения граждан, пострадавших в результате военного конфликта. Напомним, что с начала военного конфликта на территории Донецкой Народной Республики 7175 человек являются гражданами, пострадавшими в результате военного конфликта, в том числе 1753 ребенка. На территории Республики открыто 77 социальных объектов (общежития, профилактории, санатории). Из них 54 функционируют, 23 остаются в резерве. В социальных объектах (общежития, профилактории, санатории) Донецкой Народной Республики проживает 2403 человека, в том числе 449 детей, 4772 человека проживает в жилом фонде, в том числе 1304 ребенка.

  1. Защита прав детей

 Необходимость защиты прав и свобод детей предусмотрена Женевской Декларацией прав ребенка 1924 года и Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 10), а также в национальном законодательстве (статья 31 Конституции Донецкой Народной Республики).

Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике в своей деятельности уделяет особое внимание этому вопросу. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод детей в соответствии с утвержденным графиком проверок детских социальных учреждений сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике провели повторную проверку условий проживания и организации воспитательно-образовательного процесса в Государственном общеобразовательном учреждении «Донецкая школа-интернат № 1».

В настоящее время в учебном заведении с 1 по 11 класс обучаются 163 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет. На момент проведения проверки 24 ребенка находились на оздоровлении в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Оздоровительный комплекс «Снегири» Управления делами Президента Российской Федерации в Подмосковье, а еще 10 детей принимали участие в турнире по минифутболу в Санкт-Петербурге.

Также состоялась рабочая встреча с руководством школы-интерната, посвященная вопросам материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, организации образовательного процесса и реализации мероприятий культурно-воспитательного характера.

По итогам проверки представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике положительно оценили условия проживания и организацию воспитательно-образовательного процесса в Донецкой школе-интернате № 1.

Оставьте свой комментарий